леший
Возникновение образа "хранителя леса", этимология , описание и интерпретации персонажа в культурах древних народов
Предисловие

Леший – довольно популярный сказочный персонаж, различные интерпретации образа которого находят место в произведениях классических известных авторов, таких как И.П. Тургенев, П.А. Вяземский, Н.А. Некрасов, Ф.Н. Глинка. Упоминания о «хранителе леса» можно встретить в многочисленных музыкальных произведениях, именем «лесного божества» называют целые музыкальные альбомы. Фольклорным существом также интересуются художники, ему отводится особое место в фильмах и в театральных постановках.

Сегодня, как вы уже поняли, мы поговорим о сказочном персонаже Лешем, о котором наверняка слышали многие и попробуем разобраться в происхождении самого мифологического существа, этимологии слова «леший» , о малых народах и их интерпретациях этого божества в своём фольклоре и о свойствах, способностях и внешности божества.
Картина "Леший", Иванов Ю.П. (1939)
Возникновение мифологического персонажа

Древние славянские народы ради выживания и безопасности, а также удобства в добыче пропитания зачастую осваивали городища и селища подле или даже в недрах девственных лесов, выбирая при этом места с наиболее плодородными землями, по обыкновению, подле рек или озёр. Жизнь в еще малознакомой местности, окруженной раскидистыми широколиственными деревьями, вроде дуба, ясеня, липы со всеми их бесчисленными обитателями, рождали у людей закономерные опасения и страхи. Так, нуждаясь в защите от многочисленных угроз, исходящих из таинственных лесов они придумывали истории о фантасмагоричных существах – духах и зловещих монстрах, которые рассказывали их своим детям, в воспитательных целях - в попытке хотя бы как-то оградить малышей от посещения здешних мест по ночам или без присутствия взрослых. Такие сюжеты впоследствии вылились в сказания и былины о хранителях леса, воды, домашнего очага и т.д., дошедших до наших дней в виде русских народных сказок.

Можно добавить, что к Лешему многие народности относились амбивалентно, так как на ряду с праведным страхом «разозлить духа», они в тоже время почитали лесное божество, проводили обряды и ритуалы, устраивали празднования и чествования леса и могучего Лешего, символизируя неразрывную связь человека с природой и признавая её таинственную силу (с этим связан целый ряд поверий, некоторые из которых дошли до нас, например, свистеть в лесу считается к беде и т.д.)
Этимология слова

Праславянское слово «lěsъ» было первоначальным обозначением скоплений деревьев и всех его обитателей в целом, так, собственно, называли и Лешего.  Позднее, уже на старославянском существовало несколько вариаций первоначального названия и читалось, как «лесун», «лесовик», «лесик», «лешак», что означало обитатель леса, его хранитель. В зависимости от местности и диалекта, в дальнейшем появлялось множество вариаций обозначения лесного божества, лесного духа и постепенно трансформировалось в «лесного хозяина», «лесовика», «повелителя леса», а затем просто в «лешего».


Внешность Лешего

Фольклор, как правило не тяготеет к описанию внешности персонажей, которые так зачастую и остаются довольно абстрактными собирательными образами. Некоторые народности упоминали Лешего, как лохматого коротышку в обносках, который имел возможность принимать любую внешность, как людей, так и животных. Где-то встречаются описания «хозяина леса», как антропоморфного или древоподобного существа, не отбрасывающего тень. Встречаются упоминания целой семьи «леших», главным образом есть описания жены божества Лешичихи, которая питается дикими зверями или заблудшими в лесу охотниками.

Интерпритации имени лесного божества у разных древних народностей

У народов коми Леший именовался «Вöрсой» или «Выэрсой» и считался самым могучим божеством из всех существующих. Упоминания о злом природном духе встречалась также и в карело-финской мифологии. Местные жители называли его Хийси - который являлся в образе ужасающего призрака величественных размеров повелителем леса и стихий. В чувашской мифологии существовал Арзюри (чув. Арҫури) – хранитель леса, воплощающий в себе души умерших. В текстах сказок и басен татарских писателей фигурировал Шурале – антропоморфное существо, по описанию схожее на Лешего.
Изображение Шурале из одноимённой сказки татарского поэта Габдуллы Тукая
Заключение

Таким образом, мы кратко, но надеюсь максимально информативно, разобрались в этимологии слова, истории происхождения и описаниях образа Лешего. Остаётся только добавить, что сам персонаж «хозяина леса» - собирательный и ему присущи различные свойства, характер и способности, которые не удалось упомянуть в статье. Потому помимо вышеизложенных факто и предположений, существует ещё уйма информации по этой теме, но главное, что можно отметить напоследок, что Леший – остаётся жить в сказках, баснях и сочинениях по сей день и наверняка будет оставаться «на слуху» еще не одну сотню лет, а наши дети и внуки быть может будут с таким же любопытством разбираться в многогранности персонажа «повелителя леса».

Опубликовано : 09 АВГУСТА 2025

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей проекта