Кощей бессмертный
Этимология имени, внешний вид персонажа и его взаимсовязь с мифологией и обрядовыми инициациями

Предисловие

Кощей Бессмертный – один из центральных персонажей славянской мифологии и русских сказок. Ужасающий костлявый старикан, который нагонял страх на детей, встав в первый ряд с такими фольклорными злодеями, как Змей Горыныч, Баба Яга, Леший и др. Его образ многослоен, ведь не всегда Кощей изображался, как злодей, порой он являлся символом вечности, бессмертия.

Сегодня мы разберём все теории о происхождении персонажа, этимологии имени и поговорим о формировании образа этого классического злодея.
Кадр из фильма "Кощей Бессмертный", СССР, 1944 г.


Этимология имени

Существует несколько теорий относительно происхождения имени «Кощей».

1. От слова «кость», что наиболее очевидно и обозначает старость, дряхлость, худобу - человека, находящегося на грани жизни и смерти.

2. От древнерусского слова «кощь», которое означало «клад, богатство» и скорее всего стало частью не только имени, но и истории о Кощее Бессмертном и его жизненной силе, скрытой в сундуке под дубом.

3. От иранского «kas», что означает «пленник, невольник, раб», как бы намекая на сверхъестественную силу персонажа и на то, как он мог удерживать души других людей.

Взаимосвязь Кощея с другими мифологическими фигурами и обрядами инициаций


В.Я. Пропп отмечает, что существуют определённые параллели персонажа Кощея и другими мифологическими фигурами. Например, есть сходства с греческим Плутоном (Аидом или Гадесом), скандинавским Локи и славянским Велесом, который также являлся антагонистом, который противостоял Перуну – богу грозы (если задуматься, то похищение Кощеем невесты — это не просто бытовой конфликт, а символическая потеря жизненной силы, человеческой души).


Статуя Аида с двухглавым псом Цербером

Все они являются хранителями границ между миром живых и миром мёртвых, стражей перехода, скорее всего точно также сформировался впоследствии и образ Коша (Кощея) Бессмертного.

Пропп также находит связь Кощея с древними погребальными обрядами и верой в разделение души и тела. Смерть Кощея, заключённая в иглу, яйцо и животное, отражает древнюю магическую идею о содержании жизненной силы в некоем «сосуде», находящемся очень далеко от тела. Герой, добывающий этот самый «сосуд», фактически возвращает душу из мира мёртвых.

Образ Кощея Бессмертного в сказках и мифологии


Автор «Морфологии волшебной сказки» и «Исторических корней волшебной сказки» в своих трудах довольно подробно исследует образ Кощея Бессмертного как архетипический и мифологический элемент народного повествования, выделяя несколько характерных черт, присущих персонажу:

  • Исследователь отмечет, что образ Кощея сохранил в себе черты древнего хтонического божества, тесно связанного с загробным миром (преисподней). Описание персонажа в различных источниках тому подтверждение: «Худой до костей, почти скелет…».

«Его внешность — продукт слияния образа умершего предка и древнего хтонического божества. Отсюда его худоба, кость, мертвенность и царственность.»
"Книга мёртвых". Фрагмент папируса
  • Нередко злодей «вооружён» холодным пронзительным взглядом и зловещей ухмылкой.

  • По обыкновению, персонаж предстаёт перед героем в тёмных, истлевших одеждах с посохом или мечом в руке, как символ власти и контроля за душами.

«Кощей — это не просто враг, он страж. Герой, вступающий в его владения, умирает для старого мира и рождается вновь».


  • Костлявый антагонист по мнению Владимира Яковлевича воплощает амбивалентные силы: несёт разрушение, смерть, в тоже время олицетворяя бессмертие и являясь похитителем – предвестником смерти или даже самой смертью во плоти.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный».

Изображение Велеса (слева) и Перуна (справа)
  • Проживает Кощей, как правило, в замке, который находится за тридевять земель (опять же отсылка на загробный мир, где злодей – это владыка потустороннего мира).

«Кощей не умирает потому, что его смерть вынесена за пределы тела; это — след древней веры в раздвоение души и тела, в возможность спрятать смерть, сделать её недосягаемой».

Заключение

Таким образом, Кощей Бессмертный – это не просто сказочный злодей, а глубоко символическая фигура, воплощающая праведный страх людей перед неизбежной смертью. Главный герой, побеждая злодея, как бы преодолевает границу между жизнью и смертью, обретая новые знания и силу, что также наводит на мысль о неустанном стремлении человека к вечной жизни, к жизни его собственной души вдалеке от тела до скончания времён.

Опубликовано : 12 ОКТЯБРЯ 2025

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей проекта