кикимора
Этимология имени персонажа, образ и роль кикиморы в сказках и поверьях, внешний облик, а также связь с обрядами и ритуалами древних славянских народов

Вступление

Кикимора – довольно известная в славянском фольклоре фигура, являющаяся воплощением беспорядка и хаоса. Стоит только вспомнить пугающий образ кикиморы в мультфильме 1992 года «Глаша и Кикимора», наводящий страх на всех тогдашних маленьких зрителей. Но если углубиться и проанализировать (что мы, собственно, сегодня и сделаем), то этот сказочный персонаж далеко не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Многогранность кикиморы объясняется формирующимися столетия назад представлениями древних славян о душе, судьбе и загробном мире.

Сегодня мы исследуем этимологию имени, расскажем об образе Кикиморы и её роли в сказках и поверьях, а также попробуем проследить, как обрядовые нормы и ритуалы древних воплотились в итоге внутри одной мифологической фигуры.


Этимология имени

Очевидно, что название «водяной» происходит от праславянской основы «вода», одного из древнейших слов индоевропейского происхождения. Суффикс «-яной» придаёт слову значение принадлежности, то есть «обладающий природой воды». По сути, имя водяного является определением его сущности: он не просто дух, подобно домовому, а воплощении целой стихии воды, можно сказать полубожество. В зависимости от местоположения, можно выделить родственные формы имени водяного: водник, водяник, воденяк, водяной дед, водяной шут и т.д., где неизменно чётко прослеживается подчинённость персонажа водной стихии.
Происхождение слова «кикимора» остается спорным, и исследователи предлагают несколько объяснений. Согласно одной версии, оно связано с финно-угорскими словами kikke и kikka, обозначающими мелкое вредоносное существо. Другая гипотеза выводит его из корня «-мора» — ночного духа или кошмарного удушья, широко известного в славянской традиции. Ещё одна версия связывает имя с праславянским mokъ («мокрый»), что указывает на болотное происхождение персонажа.

Название кикиморы имеет множество вариантов: кикиморка, кикимра, кукимора, кикимор, кика, кыка, а также мара, мора, маруха, чучумора, шишимора, шушимора. Некоторые из этих названий перекликаются с именами других женских духов и ночных кошмаров. Наряду с ними встречаются и иные обозначения: мокоша, мокуша, мокруха, огибошна, пряха, самопряха, пустодомка, соседка. Эти имена отражают различные стороны поведения и функций кикиморы в доме.

Схожие персонажи фиксируются и у соседних народов, например у украинцев в Киевской губернии были известны ночные существа «нічки» с аналогичными чертами; в польских диалектах kikimora и kicimora означают привидение или дух, душащий по ночам; в чешской и словацкой книжной традиции kykymora называется домовым древних славян; в болгарских поверьях кикимора — женский злой дух-оборотень; в сербохорватской — страшный призрак. Параллели встречаются и у финно-угорских народов, например у коми и вепсов, что указывает на возможное взаимное влияние культур.


Образ кикиморы в сказках, былинах и поверьях



Изначально, поверья о кикиморе зародились на Русском Севере, а также у белорусов. Существовало два основных воплощения (вида) кикиморы: домашняя и болотная.

Домашняя кикимора

В народном представлении, этот вид кикиморы жил внутри жилищи (по типу домового), поселяясь либо в хлеву, либо в бане. Чаще всего домашняя кикимора прячется за печью или под полом, появляясь тогда, когда жильцы спят или отсутствуют дома. Ночью кикимора выходит из своего укрытия и начинает пакостить и проказничать : прядёт, ткет или перебирает коклюшки, но так неумело, что работа хозяйки оказывается испорченной, порой стучит, топает, пищит, хлопает дверями, путает бельё, сбрасывает вещи, может даже «заставлять мебель двигаться» и очень любит дразнить и щекотать детей во сне, дёргать их за уши, порой может кидаться луковицами, углями или посудой. Но домашняя кикимора не только несёт вред, но и может помогать доброй и аккуратной хозяйке: ухаживать за скотиной, допрядать пряжу, убаюкать младенца, домыть посуду.

Болотная кикимора

Второй вариант образа – более могущественный и опасный. Болотная кикимора живёт в болотах в глухом лесу. Сбивает путников с дороги и пугает детей, подавая странные, тревожные голоса. Иногда, даже похищает младенцев, подменяя их на поленце. Обнаружить кикимору можно лишь по мокрым следам на земле и блуждающими огнями вокруг, а защититься (уже в период христианства) лишь молитвой.


Внешний облик персонажа


Кикимору в народной традиции представляли существом изменчивым. Она могла выглядеть как низенькая, скрюченная, неряшливая и безобразная старушка или, наоборот, как длиннокосая девушка, женщина в рубахе или сарафане, иногда даже нагой. В ряде поверий её описывали как маленькую девочку, которая никогда не взрослеет. Однако встречались и мужские проявления: её видели в виде мужика, мохнатого старика, попа или даже молодого черноглазого парня.

Существовали и миниатюрные, почти гротескные образы кикиморы: головка «с напёрсток», тонкое, соломинкой, тело, короткие ноги, длинные руки, выпученные глаза, мохнатые лапы, козьи рожки или хвост. По некоторым описаниям, её кожа могла быть голой или покрытой редкими перьями и шерстью. Кикимора нередко принимала и животный облик — свиньи, собаки, зайца, утки, кошки или хомяка.

Особенно ярко её образ проявлялся на Русском Севере: маленькая, сморщенная, горбатая, хромая старуха в лохмотьях — типичный хтонический дух. На Святки женщин ряженых «кикиморами» изображали именно так: рваная одежда, длинная палка, прялка между ног, прыгающее поведение и попытки пугать девушек.

Согласно региональным вариантам, в Вологодской губернии кикимора была настолько хрупкой, что боялась выйти на ветер; там же ей приписывали блестящие навыкате глаза и маленькие рожки. В Костромской губернии уверяли, что у неё мохнатые лапы, а белорусы — что у неё есть хвост и очень короткие ножки, из-за чего она ходит вперевалку.

Кикиморы известны своей неугомонностью: они быстро бегают, подпрыгивают, не могут сидеть спокойно. Обладают хорошим зрением на большие расстояния, чаще всего остаются невидимыми. При этом они могут говорить человеческим голосом или общаться стуком. В восточносибирских преданиях кикимора даже отбивает стуком мелодию, если её попросить.

Такой разнородный облик объясняется тем, что в образе кикиморы переплелись разные пласты верований — от древнего почитания богини Мокоши до представлений о душах проклятых и нарушенных, «нечистых» существ.

Устойчивые роли кикиморы


Можно выделить 3 основные роли кикиморы в поверьях и сказках:

1. Пакостница — зачастую кикимора путает нити и портит ткань во время прядения и ткачества.

2. Олицетворяет ночные кошмары— «наваливается» на грудь и даже может душить спящего. В случае с болотной кикиморой: сбивает путников с пути, пугает детей.

3. Страж порядка — на ряду с домовым, выполняют функцию контроля за порядком в доме и в случае чего наказывает за беспорядок.

В сказках и литературных переработках (Сахаров, Лядов, Сомов, Толстой и др.) кикимора может быть и комическим персонажем, и опасным демоном, и психологическим двойником героя.


Связь кикиморы с обрядами и ритуалами древних славянских народов

Много веков назад, у людей образ кикиморы был тесно связан с древними обрядовыми представлениями, среди которых особое место занимали родильные и погребальные ритуалы, женская сакральная деятельность, строительные обычаи и отношение к пограничным пространствам. В общих представлениях славян, кикимора относилась к разряду «духов-вредителей», возникающих там, где нарушен порядок или не исполнены необходимые нормы – нет порядка.

Родильные и погребальные связи кикиморы

Народные поверья объясняют появление кикиморы из душ умерших «неправильной» смертью: некрещёных младенцев, убитых или пропавших детей, самоубийц, а также детей, похищенных нечистой силой. Во многих славянских областях считалось, что младенец, умерший без крещения или без положенного оплакивания, не может попасть ни к живым, ни к мёртвым. Такая душа зависает на границе миров и превращается в «нечистого духа» — мору, навь или кикимору.

Кикимора нередко наказывает беременных или молодых матерей: путает колыбель, давит женщину во сне, пугает младенца. Это отражение древней идеи о том, что нарушение родильного ритуала или запретов в этот хрупкий период делает дом уязвимым для опасных духов. В таком виде кикимора становится символом разрушенного родильного цикла и нарушенной связи между рождением, смертью и судьбой.

Не менее распространено представление о «подосланной» кикиморе: колдуны или недовольные мастера могли подложить в дом магический предмет или куколку, которая затем оживала и становилась духом дома. Такой случай тоже трактуется как следствие нарушенного ритуала.

Женские обряды и магия ткачества

Кикимора тесно связана с женским ремеслом, прежде всего с прядением и ткачеством, которые в древности считались не просто бытовой работой, а сакральным процессом, связанным с судьбой человека. Именно здесь кикимора проявляет себя особенно ярко: она путает нити, ломает веретено, рвёт основу и преднамеренно портит работу.

Такое поведение — не просто пакость, а вмешательство в «нить судьбы», что приравнивалось к нарушению порядка. Кикимора появляется там, где нарушены правила вечернего прядения, где хозяйка работает в запретные ночи или плохо следит за женским углом. В этом смысле дух охраняет древний порядок женских обычаев, но делает это через наказание и беспокойство.

Строительные и пространственные обряды

Считалось, что кикимора может появиться и в новом доме, если нарушены строительные правила. Поводом для её появления могло стать, например строительство дома на месте трагедии или захоронения, попадание животного под фундамент, неправильное закладывание угла, криво или небрежно сложенная печь.

Бытовало и практическое поверье: обиженный плотник мог «подложить» будущее беспокойство — деревянную фигурку или магический предмет, который затем становился живым духом-вредителем. Этот сюжет уходит корнями в представление о строительстве, как о священном акте создания нового мира. Любое отклонение от нормы в таком процессе порождало «анархический злой дух» — в данном случае кикимору.

Связь с болотами и пограничными пространствами

Болото в славянской традиции — одно из главных мест-границ: между сушей и водой, жизнью и смертью, миром людей и миром духов. Здесь живут существа, которые воплощают опасность перехода, василиски трясины и иные «пограничные» духи.

Болотная кикимора — прямое продолжение этих представлений. Она становится проводником в иной мир, стражем опасных мест, духом сырости, зыбкости и нарушенной стабильности. Задача болотной кикиморы — напоминать человеку о том, что переходы между мирами всегда чреваты риском.

Заключение

Таким образом, кикимора – довольно неоднозначный персонаж славянской мифологии, воплощающий страхи наших предков, связанные с домом, ночью и болотом. В отличие от многих других духов, привязанных в основном к одной стихии и одному месту, кикимора имеет две формы – домашнюю и болотную. Оба воплощения персонажа являются довольно любопытными, а прослеженные через анализ функции и образы кикиморы в сказках и поверьях, позволяют проследить бытовые страхи, обрядовые нормы и духовно-магические представления древних народов, которые до сих пор заключены внутри одной мифологической фигуры.

Опубликовано : 30 НОЯБРЯ 2025
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей проекта