Творчество
Творчество Хейза всегда отличалось утончённым стилем, идеализмом и стремлением к гармонии. Особое место в литературе Хейзе занимают новеллы, за которые он и получил наибольшее признание. Он разработал собственную «теорию сокола» («Falkentheorie»), согласно которой каждая новелла должна содержать центральный символический момент, придающий произведению цельность и выразительность. Среди наиболее известных новелл его рассказов можно выделить — «L’Arrabbiata» (1853), «Andrea Delfin» (1859), «Zwei Gefangene» (1878). Романы «Дети мира» (1873) и «В раю» (1875) поднимают вопросы морали, свободы и роли искусства. Помимо прозы, Хейзе писал лирику и был признанным переводчиком итальянских поэтов, в том числе Джакомо Лепарди.
Пауль Хейзе был чрезвычайно продуктивным писателем: за свою карьеру он создал десятки романов, около шестидесяти пьес и сотни новелл, а также занимался переводами итальянской (как уже говорилось ранее) и французской поэзии.
Вместе с Ф. Боденштедтом, Г. Лингом, Э. Гейбелем и другими деятелями пера образовал так называемый Мюнхенский кружок поэтов-эстетов, сторонников чистого искусства.