Топ-7 рассказов синклера льюиса
Подборка рассказов американского классика с кратким раскрытием синопсиса

Предисловие


Синклер Льюис – один из величайших прозаиков XX века, удостоенный в 1930 году Нобелевской премии за свой грандиозный вклад в мировую литературу – шедевральный роман «Бэббит» (который, кстати, был очень популярен и в СССР). Его творчество наполнено протестами и критикой существующих на тот момент в США устоев, образа мысли. И если в «Главной улице» наблюдались только зачатки его протеста против капиталистически настроенного общества, то в «Бэббите» он уже палил из всех пушек. Так, главный герой в какой-то момент встаёт на совершенно другой путь – на рельсы социализма, хотя подобно Кэрол из той же «Главной улицы», Бэббит в итоге аналогично отказывается идти новым курсом и в какой-то момент возвращает себе свою прежнюю привычную жизнь американского бизнесмена средней руки.

Статьи, эссе и рассказы Льюиса – не менее прелюбопытнейшее чтиво: очень откровенные, честные, жизненные, не без юмора и сатиры произведения, которые читаются буквально залпом.

Сегодня, в традиционной рубрике «Семь малоизвестных рассказов именитых писателей, которые следует прочитать каждому!» мы поговорим о творчестве американского классика, и приведем подборку из его наиболее интересных небольших работ (вместе с кратким раскрытием синопсиса каждого из них), которые с уверенностью можно порекомендовать к прочтению абсолютно каждому читателю.
Синклер Льюис (1885-1951)

1. Призрачный страж


Старый полицейский Дон Дорган почти всю жизнь патрулировал Форест-парк и всегда по-человечески приходил на помощь нуждающимся. Он особенно переживал за влюблённых Поло Магенту и Эффи Куглер: отец Эффи запрещал их отношения, Поло из-за этого нередко прикладывался к спиртному и в итоге попал в аварию и угодил в тюрьму.

После выхода на пенсию Дорган не смог жить без службы: он начал по ночам в своей старой форме обходить парк, из-за чего его стали называть призрачным стражем. Он ловил грабителей, помог потерявшейся девочке и когда случайные прохожие нашли его перчатку с именем, то стало всё ясно. Полиция, испугавшись слухов, отправила Доргана в приют для присталех, но тоска по полицейскому участку так и не прошла.

Во время бурана Дорган сбегает из приюта, находит старого знакомого Поло, который только вышел с тюрьмы и осознав, что парню просто не дадут в этом мире второго шанса без его помощи, предпринимает отчаянный шаг. Дорган решительно приходит к отцу Эффи и заставляет его смягчиться. Влюблённые наконец получают шанс быть вместе, а Дорган, выполнив своё «дежурство», возвращается обратно приют с чувством выполненного долга.


2. Длинная рука маленького города


Небольшое эссе, где автор вспоминает свой родной городок Соук-Сентр спустя 29 лет после своего отъезда. Хотя он давно проживает на Восточном побережье и много путешествует по миру, однако образ маленькой родины неизменно остаётся в памяти писателя удивительно ясным – достопримечательности, расстояния, направления и любимые места Соук-Сентра.

Однако, Льюис не идеализирует провинцию, а лишь подчёркивает, что совсем не жалеет о таком почти деревенском детстве: в маленьком городе его окружали дружелюбные люди и простые, но дорогие сердцу радости — озёра, рыбалка, походы, охота, игры, зимние катания. Всё это, по его мнению, стало хорошей школой жизни и дало больше живых впечатлений, чем детство многих богатых городских юношей из Нью-Йорка и других мегаполисов.

3. Возница


Молодой юрист рассказывает, как его отправили в захолустный Нью-Маллион вручить повестку свидетелю Оливеру Латкинсу, который постоянно скрывался от законников. На месте он знакомится с добродушным возницей Биллом Мэгнусоном и целый день вместе с ним гоняется по городу по ложным следам, слушая его колкие, но добрые байки о местных жителях. Они даже ездят на ферму к матери Латкинса, но так и не находят нужного человека, и юрист уезжает ни с чем.

В конторе его ругают и отправляют назад уже с человеком, который знает Латкинса в лицо. На станции юрист видит Билла рядом с матерью Латкинса — и на своё великое удивление узнаёт, что сам «Билл» и был тем самым Оливером Латкинсом, который весь день водил его за нос, а теперь дружелюбно приглашает в гости, как ни в чём не бывало.


4. Юный Кнут Аксельброд


Старый фермер-швед Кнут Аксельброд, всю жизнь мечтавший об учёбе и «высокой культуре», на пенсии решает исполнить давнюю мечту и поступает в Йель. Но в университете он чувствует себя совершенно чужим: молодежь насмехаются над уже престарелым студентом, сосед по комнате поучает и душит его романтические порывы, а учёба и быт оказываются грубыми и холодными для наполненного энтузиазмом Кнута.

На фоне одиночества Аксельброд случайно сближается с богатым мечтателем Гилбертом Уошбэрном — таким же «белой вороной», любящим поэзию и музыку. Они едут на концерт, всю ночь гуляют, разговаривают о красоте и свободе, ужинают в комнате Гила среди книг и вещей «изящного мира». Для Кнута эти сутки становятся исполнением всей его мечты о прекрасном. Утром, почувствовав усталость и понимая, что дальше он лишь разрушит этот чудесным момент, Кнут тихо уезжает домой на Запад, сохранив главное — радость встречи с человеком, который и маленький томик французских стихов в руках.


5. Назад в Вермонт


Ещё одно эссе, где Синклер Льюис рассуждает о том, где хотел бы жить в зависимости от времени года: Нью-Йорк, Москва, Бермуды, Калифорния, Венеция, Лондон и другие места, которые кажутся ему идеальным местом для пребывания, в зависимости от времени года. Так, например, автор рекомендует проводить вторую половину осени в Нью-Йорке, затем зимний месяц провести на Бермудах. Но при всём этом разнообразии стран и мест, он неизменно выбирает лето и раннюю осень проводить на своей дорогой душе ферме в Вермонте.

Далее писатель рассказывает, как вместе с женой случайно открыл для себя этот самый Вермонт — край спокойных холмов, чистого воздуха и простой, неторопливой жизни. Здесь можно недорого купить старую ферму, жить без городских удобств, но с ощущением уюта, свободы и настоящего дома. Вермонтские соседи сдержанны и независимы, не вмешиваются в чужую жизнь, а сама земля дарит тишину, труд и душевное равновесие. Для автора Вермонт становится не курортом, а настоящим домом.


6. Издательская старина


Писатель с иронией вспоминает издательский мир начала XX века, когда он и двое его коллег-редакторов работали в книжных фирмах, обедали вместе и «воровали» друг у друга идеи. Тогда реклама книг была простой и наивной, писателей принимали холодно, авансы почти не давали, а американских авторов считали хуже английских.

Со временем, отмечает Льюис, всё изменилось: начинающих писателей стали встречать радушнее, охотнее платить авансы и громко рекламировать книги. Однако, по его мнению, вместе с этим книги начали превращаться просто в товар. С теплотой он вспоминает старых торговых агентов и дух прежнего издательского дела, который со временем безвозвратно ушёл.


7. Мой первый день в Нью-Йорке


Автор рассказывает о своём первом приезде в Нью-Йорк в 1903 году. Юный провинциал из Миннесоты, который мечтал покорить мегаполис и плыл туда по Гудзону, восторгаясь видами и представляя будущую славу.

Но при высадке на Манхэттене его накрывает шок: толпа, шум, толкотня и хаос кажутся ему настоящим адом. Он теряется, долго кружит на трамваях по незнакомому городу и не понимая, куда ехать, чувствует себя при этом совершенно беспомощным среди агрессивного городского потока ньюйоркцев. Наконец он чудом добирается до вокзала и опрометью уезжает в Нью-Хейвен, где даже плохая гостиница в глуши, кажется, ему спасительным пристанищем.

Спустя годы он снова переезжает в Нью-Йорк уже на скромную зарплату, но признаётся: мегаполис его по-прежнему пугает и давит точно так же, как и в тот самый первый день знакомства.
Опубликовано : 17 ДЕКАБРЯ 2025