Мнение о книге. Дэвид Митчелл «Облачный атлас»
Немного об авторе, аннотация и заключительное мнение о книге
Вступление

Начну с того, что фильм братьев (уже сестёр) Вачовски «Облачный атлас» был в своё время на слуху. Мельком мне удалось когда-то посмотреть примерно треть от трёхчасового хронометража киноленты и в силу специфики сюжета я бросил просмотр. Вернулся я к этому творению совсем недавно, случайно наткнувшись в книжном магазине на роман Дэвида Митчелла (с произведениями которого я впрочем был совершенно незнаком ранее) «Облачный атлас», по которому и был поставлен тот самый знаменитый фильм, «который никто не понял и в котором снимался Том Хэнкс». Концептуальная идея дебютного труда «Литературного призрака» была в полной мере реализована в новом романе Митчелла «Облачный атлас» и представляет собой компиляцию из шести сюжетов, написанных в разнообразных жанрах с совершенно различной стилистикой.

Теперь я кратко расскажу об авторе "Облачного атласа", приведу аннотацию к произведению и подведу заключительное мнение о книге исходя из собственного опыта прочтения романа.


Обложка книги Дэвид Митчелл "Облачный атлас"//Издательство "Азбука"
Об авторе
Дэвид Стивен Митчелл родился 12 января 1969 года в городе Саутпорт, Англия. Будучи студентом, объездил почти всю Европу. Затем переехал в Японию, где долгое время жил и работал, и даже нашёл себе жену – японку. Кстати, именно там, Митчелл написал свой первый роман «Литературный призрак», который пользовался впоследствии успехом в Британии, а его более поздние работы «Сон №9» и во всех смыслах прорывной «Облачный атлас» возымели ещё больший успех, возведя англичанина в ранг «влиятельнейших людей на планете» (по версии журнала «Time»). После ошеломительного успеха, писатель не сбавил оборотов и за последние 10 лет из-под его пера вышло еще 4 полноценных романа.
Хочется добавить, что Дэвид Митчелл побывал и у нас в России, в 2013 году по случаю презентации фильма «Облачный атлас» и остался под впечатлением от пребывания в нашей стране, отзываясь очень позитивно о красотах нашей обширной Родины, о прогрессивном обществе и о тёплом приёме в целом.
Аннотация

Тихоокеанский журнал Адама Юинга

Первый рассказ, повествует о путешествии по островам архипелага Чатем (Новая Зеландия) американского нотариуса Адама Юинга, судно которого остановилось там для починки бристольской оснастки. Неожиданно подхвативший «мозгового паразита» Юинг, завязывает дружбу с доктором Генри Гусом, который обещает вылечить молодого нотариуса. Тем временем, перед героем открываются нелицеприятные тайны об истреблении местных народов воинственными племенами маори, о беспощадных колонизаторах, о слабохарактерном капитане.

Не случайны неоднократные упоминания автором Генри Мелвилла, который в своём дебютном антиколониальном полу биографическом романе «Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь», как раз-таки описывал жизнь среди дикого племени Тайпи, едва выживающих в условиях колониального гнёта европейцев. Также некоторые моменты рассказа, сильно напоминают его знаковый роман «Моби Дик», откуда наверняка Митчелл и черпал вдохновение при написании «Тихоокеанского журнала».


Письма из Зедельгема

Следующая история рассказывает о музыканте – авантюристе Роберте Фробишере. В попытках скрыться от долговых обязательств, Фробишер ищет удачи в бельгийском городке Зедельгеме состроив в голове своеобразный план : он любой ценой добьётся работы у известного мирового светила – композитора Вивиана Эйраса, при помощи которого сможет и рассчитаться со всеми кредиторами, и обзавестись нужными знакомствами и сосредоточится наконец на сочинении собственной музыки. Первая встреча молодого музыканта со своим будущим нанимателем (на деле оказавшимся довольно неприятной личностью) не была радужной, но в итоге Роберт получает место личного секретаря, но неожиданный любовный треугольник в жизни юного и эксцентричного пианиста может поставить крест на его честолюбивых планах.

История написана в формате компиляции писем своему другу англичанину Руфусу Сиксмиту. Довольно мрачная депрессивная гнетущая атмосфера рассказа не в коем случае не испортит впечатление и должным образом держит в напряжении до конца.


Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей

Третья история романа берёт место в 1975 году в городе Буэнас – Йербасе, Калифорния и рассказывает о молодой журналистке Луизе Рей, которая впутывается в конфликт между работником атомной электростанции (тот самый Сиксмит, письма которому писал Фробишер) и могущественным руководством корпорации, которой принадлежит АЭС и оказывается в самом центре криминальных разборок. Храбрая девушка всё же не намерена отступать и ведёт собственное журналистское расследование, которое может стоить ей жизни.
История написана в жанре детективного триллера и, наверное, является самой динамичной по темпу из шести сюжетов. Также, любители жанра восторженно воспримут некоторые «твисты» в этой истории в духе романов Конан Дойла.


Страшный Суд Тимоти Кавендиша

Четвёртая история повествует о Тимоти Кавендише – заурядном лондонском издателе в почтенном возрасте, которому практически всю жизнь не везло. Бесконечные долги, обязательства и неудачи на поприще книгоиздательства: всё это тяжким грузом давило на плечи Тимоти, пока однажды судьба наконец не обернулась к нему лицом. Дело в том, что автобиографическая книга его клиента Дермота «Кастета» Хоггинса становится бестселлером, а принадлежащие редактору Кавендишу эксклюзивные права на её дистрибьюцию, вскоре делают его вполне состоятельным человеком. Но удача продлилась недолго и вскоре к издателю являются братья Хоггинс - настоящие гангстеры, требующие от Тимоти возмещение.
«Страшный суд Тимати Кавендиша» наполнен чёрным юмором и сатирой и выгодно выделяется на фоне остальных своей забавной подачей и уморительной второй частью злоключений Кавендиша в шотландском доме престарелых.


Оризон Сонми-451

Пятый по счёту антиутопический фантастический боевичок в формате интервью, местом действия которого является вымышленное государство Ни-Со-Копрос (Корея), в котором развита корпоративная культура, а население делится на чистокровных и клонов, выполняющих грязные виды работ. Центральным персонажем истории является фабрикантка (клон-прислуга) Сонми-451, которой грозит смертная казнь. Чудом вырвавшись из пут рабства, она присоединяется к революционному движению, направленному на свержение тоталитарной системы.
Киберпанковская «зарисовка» Митчелла думаю понравится многим за свою непередаваемую динамику и стиль. К тому же история главной героини Сонми-451 получилось глубокомысленной и безумно трогательной.


Переправа возле Слуши и всё остальное

Заключительный рассказ, действие которого происходит на Гавайях в очень отдалённом от событий «Оризон Сонми-451» будущем. После большой катастрофы цивилизации пришёл конец и горстки оставшихся людей образовали общины и вернулись к язычеству. Главный герой – Закри из народа Долины обыкновенный козопас, живущий среди таких же фермеров и скотоводов. Его народ поклоняется богине Сонми и нередко подвергается нападкам племени варваров Конов, которые жестоко убили отца Закри. Ещё одно оставшееся поселение «предвидящих», является наиболее развитым, обладающим технологиями прошлого и иногда навещающим на своём корабле острова в целях торговли. Мероним – гостья из племени «предвидящих» уже неоднократно посещала Гавайи и поселившись в семье Закри, скрывает истинную цель своего визита на остров.
Современные проблемы человеческого рода, приведшие к чудовищным последствиям, описываемым в «Переправе возле Слуши» можно назвать поучительными. То, как когда-то прогрессивное общество скатилось практически до уровня пещерных людей из-за собственной алчности и жажды власти уже много раз воплощалось в романах других авторов, но здесь оно показано с точки зрения дикаря, внутри которого еще остался огонёк прошлого. Когда Закари отправляет с Мероним в путь, то поражает её своим хоть и во многом простоватом, но в тоже время острым мышлением и несколькими героическими поступками (вопреки его психического расстройства в виде воображаемого дьявола в голове по имени «Старый Джордж»), как будто внутри него ещё не потух огонёк цивилизации, горнило былого величия человечества.
Кадр из кинофильма "Облачный атлас"
Заключительное мнение

Таким образом, события всех шести историй, происходящих в разных временных рамках и на первый взгляд не имеющих между собой ничего общего, на самом деле взаимосвязаны и довольно тесно. По мере прочтения, вы постепенно начнёте всё больше и больше углубляться в нарратив и подмечать для себя, как крупные, так и незначительные связующие детали между сюжетами, которые автор, словно бархатной нитью «сшивает» в единое целое. Например, во время диалога между персонажами, может быть вскользь упомянут кто-то уже знакомый нам из предыдущих сюжетов, а возможные отсылки присутствуют как в описании интерьера помещений, так и в местах происходящих событий.
Вообще тема религии и буддизма в книге (в частности учение о реинкарнации и вечной жизни), выдвинута автором на первый план и весь спектр жанров с его историями, как бы нанизан на стержень этой самой «веры о перерождении души».
Также можно выделить необычное решение автора «отзеркалить» истории, в какой-то момент перевернув весь хронологический порядок «с ног на голову», как бы намекая на бесспорную цикличность событий, происходящих ходу всей человеческой истории. Казалось бы, совершенно несовместимые, но мастерски сплетённые в едино истории благодаря гениальным решениям Митчелла дадут читателю невообразимо уникальный опыт, знакомя с колоритными и сложными центральными персонажами, мрачными и хитроумными антагонистами, наполненными атмосферой приключений захватывающие дух события и порой невероятные развязки – всё это и многое другое с гарантией подарит вам книга «Облачный атлас».
Опубликовано : 17 АВГУСТА 2025

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей проекта