Книга VS. Экранизация. Облачный атлас
Приблизилась ли экранизация нашумевшего романа - эпопеи Дэвида Митчелла к успеху первоисточника?

Вступление

Относительно недавно, мы поговорили о книге Дэвида Митчелла «Облачный атлас», придя в итоге к выводу, что роман получился более, чем достойным чтивом. В обзоре мы также упомянули, что существует одноимённый фильм братьев (сестёр) Вачовски и Тома Тыквера выпущенный в 2012 году, который был принят положительно, как критиками, так и мировым сообществом кинематографистов, однако в тоже время зритель остался в замешательстве и воспринял картину не так однозначно, как эксперты. Действительно, для тех, кто не знаком с оригинальным произведением, фильм мог показаться слишком запутанным, скомканным, через чур мудрёным или вовсе бездарным, так как уловить его основную суть очень сложно при первом просмотре.

В новой рубрике «Книга VS. Экранизация» мы попробуем объективно разобраться, какой получилась нашумевшая когда-то экранизация одноимённого бестселлера и стоит ли данная кинолента (в сравнении с гениальным романом Митчелла) в принципе вашего времени, ведь довольно часто случается, что адаптация вовсе не дотягивает до оригинального произведения и становятся всего лишь блеклой тенью первоисточника (Впредь, мы будем выносить вердикт в виде одной из трёх возможных оценок: «книга превосходит экранизацию», «экранизация отлично дополняет и раскрывает основные идеи книги», «фильм определённо превосходит первоисточник»).


Некоторые расхождения сценария с книгой

За сценарий отвечал Том Тыквер, который совместно с Вачовски (владеющими правами на экранизацию) перенёс роман Митчелла на бумагу, а затем на экран. Даже с учётом почти трёхчасового хронометража фильма, уместить все перипетии героев, события, диалоги и прочее было само собой невозможно. К тому же, Тыквер добавил немного перчинки в каждую историю, внеся собственный вклад в нарратив, за счёт чего просмотр фильма для фанатов Митчелла и его шедевра, станет любопытным. Например, добавлена сцена, где Фробишер стреляет из люгера в живот своему нанимателю, при этом значительная часть любовных интриг Роберта (в том числе связанных с дочерью четы Эйрсов - Евой) полностью отсутствуют в фильме. Незначительно изменена и кое-где дополнена развязка многих историй. Всё же, необходимо отметить, что несмотря переработанный и обновлённый сюжет, основной стержень – смысл истории остался прежним и все хитросплетения книги заиграли даже новым красками.

Сильная актёрская игра и смелые решения режиссёров проекта

Актерский состав кинокартины внушительный и говорит сам за себя. Помимо величественного Тома Хэнкса и прекрасной Хэлли Берри, главные роли в фильме также исполнили: Джим Бродбент, Джим Стёрджесс, Бен Уишоу, Хьюго Уивинг, Пэ Ду-на, Хью Грант.

Необходимо отметить концептуально смелый (в некоторых моментах даже излишне смелый, как например воплощение медсестры Нокс в исполнении Хьюго Уивинга) шаг режиссёров, при котором вся многочисленная плеяда актёров отыгрывает свои роли в каждой без исключения истории (главная или промежуточная роль – всегда по-разному). Так к примеру в первом фильме Том Хэнкс примерит на себя роль отпетого негодяя и главного антагониста – доктора Генри Гуза, когда как в заключительной шестой истории он отыграет более привычную для себя роль добродушного героя не без греха по имени Захри Бейли (к слову, великолепно сыгранную Томом, воплотив эмоционального и совестливого героя в духе достоевщины), который через боль и ошибки прошлого превозмогает себя на пути к спасению последних людей на Земле.

Монтаж

Фильм очень своеобразно передаёт происходящее на экране. Шесть историй из разных эпох, как бы разбиты еще на 15-20 мелких кусочков и переходы между ними зачастую происходят уже через несколько секунд хронометража, демонстрируя взаимосвязь разных эпох и действующих лиц. Так, на первый взгляд, может и на самом деле показаться, что повествование совершенно хаотично и нелинейно – действия сменяют друг друга, то и дело мелькая перед глазами и сразу же пропадая, а сообразить, что к чему, склеить всё в голове, порой получается не сразу. Но эта самая «скомканность» сюжета для неподготовленного зрителя, однако вскоре позволит, визуально воспринять и понять главную идею, заложенную в произведение Митчеллом, а затем переданную нам режиссёрами сего творения - взаимосвязь между персонажами (их переродившимися душами), их поступками, выбором который они делаю сквозь времена и изменения, которые приходят в зависимости от их решений.

Костюмы, визуальные эффекты и декорации – на высоте, однако к гриму есть вопросы…


Захватывающая яркая и динамичная картинка в фильме, с применением компьютерной графики радует глаз своей сочностью и детализированностью. Например, город будущего - Нео Сеул отлично передаёт атмосферу антиутопии будущего в своеобразном киберпанковском стиле (здесь кстати и погони и боевичок исполнены с очень добротной на то время графикой), а пейзажи острова Чатем, на котором останавливается Адам Юинг и вовсе завораживают и пленят. Декорации, костюмы в фильме на высоте, как и музыкально сопровождение.


Единственное из минусов, что бросается в глаза – это в нескольких случаях очень странный внешний вид героев, а именно грим (очень резонирует с остальной проделанной ими филигранной работой в отношении внешности персонаженй). В попытке кардинально преобразить актёра, гримёры видимо слишком переусердствовали в паре случаев, что в итоге выглядит уж слишком нелепо. Я понимаю, что это было необходимо для полного раскрытия сюжета, в смысле, что пол и раса для реинкарнации души – не помеха, но ту же шикарную Хэлли Берри в части «Письма из Зодельгема» превратили в ужасающее подобие Дракулы, а Хьюго Уивинга в «Страшном Суде Тимоти Кавендиша» в гидроцефала в женских одеждах с неестественно - бледным лицом (что хоть и выглядит порой комично, но в некоторой степени и очень странно, да и в принципе для Уивинга можно было найти здесь роль поприличнее).

Заключительное мнение


Всё же, можно с уверенностью сказать, что киноадаптация книги Дэвида Митчелла – это волшебное разножанровое приключение (для независимого кинопроекта это просто ошеломительный успех), которое подойдет для просмотра, как поклонникам оригинального произведения автора, так и просто рядовому зрителю, желающему скоротать вечерок перед телевизором. Единственное, о чём настоятельно хочется посоветовать вам перед просмотром – это всё-таки осилить первоисточник, ведь тогда просмотр киноленты станет для вас отличным дополнением к прочитанному, позволив в полной мере проникнутся некоторыми философскими аспектами нарратива произведения, которые вы не уловили при прочтении и вообще, позволит насладиться такой глубокой, проникновенной, трогательной и лихо закрученной историей под названием «Облачный атлас».

ВЕРДИКТ: Экранизация отлично дополняет и раскрывает основные идеи книги.
Опубликовано : 27 СЕНТЯБРЯ 2025

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей проекта