Теории о возникновении персонажаКульт древних славянИзвестный советский и российский археолог – Борис Александрович Рыбаков в своих исследованиях язычества славянских культур, выделял «Ящера» или «Огненного змея», как древнее божество, связанное с царством мёртвых и являющееся объектом поклонения у языческих народов, которые считали «Ящера» объектом почитания, проводили умилостивительные культы, обряды, празднования в честь божества. Со временем прихода христианства на Руси, все атрибуты и традиции, связанные с «Ящером», сошли на нет, но в фольклоре остался собирательный образ огромного змееподобного огнедышащего ящера, живущего то ли в подземелье, то ли в пещере.
В пример можно привести например культ чудского гигантского ящера, распространённого на Руси в Пскове и Великом Новгороде, у которого к тому же было две головы : одна, как бы заглатывала Солнце, а вторая изрыгала его же на утреннее небо уже при помощи второй головы.