Образ персонажа в волшебной сказке
Жар-птица чаще всего фигурирует в волшебных сказках, как главная цель путешествия героя. В отличие от откровенно враждебных духов или помощников героя, Жар-птица занимает пограничное положение. Она не является ни злодеем, ни благодетелем, но всякий контакт с ней влечёт за собой последствия. Появление Жар-птицы в сюжете почти всегда означает для главного героя начало пути испытаний, связанных с утратой прежнего порядка и переходом героя в иное состояние. Образ Жар-птицы формировался на протяжении веков и вобрал в себя архаические представления о солнце, огне, судьбе, сакральном свете и опасности чрезмерного желания.
Можно выделить следующую типичную для сказок схему, провоцирующую героя на дальнейшее приключение:
1. Жар-птица ворует золотые яблоки из царского сада (как это было в сказке «Иван Царевич и Серый волк»;
2. Далее герой находит её перо, которое светится в темноте;
3. По приказу царя герой должен поймать или добыть Жар-птицу;
4. Попытка завладеть птицей приводит к новым, ещё более сложным заданиям.
Важно подчеркнуть, что Жар-птица – это не самостоятельный злодей. Она не мстит, не нападает и не преследует героя целенаправленно. Опасность исходит не от неё самой, а от желания людей обладать ею. Потому можно сказать, что Жар-птица становится скорее катализатором конфликта, чем его непосредственным источником.