Непризнанные современниками гении литературы. Герман Мелвилл
Трудно поверить, но в своё время знаковое произведение Германа Мелвилла "Моби Дик, или Белый Кит" не было признано современниками, ровно как и автор оставался непонятым и невостребованным всю свою жизнь. Почему так вышло? Разберёмся в сегодняшнем выпуске...

Вступление


Герман Мелвилл вписан в историю литературы, но не как успешный автор безоговорочного шедевра своего времени, а как один из самых трагических примеров позднего признания. Сегодня его имя просто неотделимо от романа «Моби Дик, или Белый Кит», который теперь многие называют американской «Илиадой». Однако при жизни Мелвилл пережил забвение, финансовый крах и полное равнодушие публики, о чём мы и расскажем подробнее в сегодняшней статье.

Ранний успех и обманчивая надежда

Герман Мелвилл (1819-1891)

Первые две книги Мелвилла были основаны на личном опыте самого автора. «Тайпи» и «Ому» (кстати очень рекомендую к прочтению) хоть и возымели некоторый успех, однако всемирную славу не принесли. Две части захватывающей истории о моряках, застрявших в плену у племени «Тайпи», вынужденных приспособится к островной жизни вне цивилизации среди людоедов, соответствовали ожиданиям читателя середины XIX века. Публика увидела в Германе Мелвилле талантливого автора приключенческой прозы и ждала от него новых «морских историй», однако американец хотел написать нечто большее – философский эпос о борьбе, о всепоглощающем чувстве ненависти, о том, как порой жажда мести может напрочь ослепить человека и привести к закономерно трагичным последствиям. Так, в 1851 году вышел в свет знаковый роман «Моби Дик, или Белый Кит».


Почему «Моби Дик» стал катастрофой для Мелвилла?


«Моби Дик, или Белый Кит» во многом опередил своё время. Вместо линейного сюжета, как это было в тех же «Тайпи» и «Ому», на этот раз Мелвилл создал многослойный новаторский продукт – этакий философский трактат, скрещенный с морской мифологией. Роман, кстати, содержит немало достоверных сведений о морской живности, которые приводит рассказчик и непосредственный свидетель происходящих на «Пекоде» событий с энциклопедической точностью. Такой ход автором, привносит в «Моби Дика» большую долю реализма - происходящее в книге словно оживает на глазах. А необычайно сложная структура произведения была воспринята в итоге многими читателями, как очень нудное и запутанное (если сравнивать с двумя его предыдущими работами) чтиво.

В общем, современники Мелвилла не приняли произведение. Более того, некоторые критики называли «Моби Дик» объёмистым и бессвязным романом, перегруженным символизмом, мифологией и ненужными фактами. Читатель также не был готов воспринимать книгу, как размышление о зле, Боге, судьбе, ненависти и человеческой гордыне. Продажи стали провальными в США, что отразилось впоследствии и на самом авторе, который конечно же переживал из-за неудачи, но всё же продолжал «гнуть свою линию» и экспериментировать в будущем.

Изоляция и забвение


После выхода в свет «Моби Дика» положение Мелвилла стало ухудшаться. Его более поздние романы - «Пьер», «Израиль Поттер», «Мошенник» только усиливали непонимание читателей. Его творчество стало еще более экспериментальным, сложным и мрачными. В итоге публика окончательно отвернулась от писателя.

Так, Герман Мелвилл оказался практически в полной изоляции: без средств к существованию, без аудитории, без уверенности в своём призвании. Он оставил прозу и устроился на обыкновенную, очень далёкую от литературы работу таможенным инспектором в Нью-Йорке. Несколько поэтических сборников, вышедших еще при жизни автора, вроде работы 1888 года «Джон Марр и другие моряки», также остались без особенного внимания.

Смерть в безвестности


Герман Мелвилл покинул этот мир 28 сентября 1891 года от сердечной недостаточности в Нью-Йорке, ему было 72 года на момент смерти. Некрологи были краткими и равнодушными. Его называли «автором нескольких морских романов», «Моби Дик, или Белый Кит» практически не упоминался. Таким образом, для своего века он так и остался неудачником и был на какое-то время забыт, к счастью, ненадолго.
Могила Германа Мелвилла, кладбище Вудлоун (Woodlawn Cemetery) в Бронксе, Нью-Йорк, США

Переосмысление «Моби Дика»


Возрождение творчества Мелвилла началось через несколько десятилетий после смерти писателя, в начале XX века, когда литература и философия, догнали масштаб его произведений. Модернисты увидели в «Моби Дике» текст, опередивший своё время: роман о распаде смысла, о конфликте человека с непостижимым миром, о границах знания, о вере и всепоглощающем чувстве ненависти.

Капитан Ахав стал восприниматься не как какой-то чудаковатый странный персонаж, а как архетип - личность, бросившая вызов бытию. Белый кит также стал неким собирательным образом - символом абсолютного зла или бесконечной пустоты - потустороннего мира.

Почему Мелвилла читают сейчас


Сегодня Герман Мелвилл стал одной из центральных фигур американского литературного канона. Его роман читают как философский эпос, сравнимый с Шекспиром и Данте. Он оказался писателем, предвосхитившим экзистенциализм, психоанализ и модернистский разрыв с классическим реализмом – настоящим непонятым гением.

Современные эксперты ценят Мелвилла за интеллектуальную смелость и отказ упрощать концепцию своих произведений в угоду читательскому комфорту.
Почтовая марка с изображением Мелвилла, США.

Заключение


Можно с уверенностью сказать, что Герман Мелвилл - один из величайших прозаиков XIX века, пусть он и не был принят в своё время (отчасти, потому что был новатором, а отчасти что целенаправленно писал не для своего века). Его творчество требовало вдумчивого читателя, готового сомневаться и способного воспринять всю глубину, вложенную в его произведения: символизм, мифологию и психологический анализ человеческой натуры. Такой читатель появился лишь несколько десятилетий спустя.

В наши дни Мелвилл - не просто автор одного великого эпоса. Он наглядный пример того, как порой судьба безжалостна к непонятым, но всё же гениальным творцам, которые годы спустя, всё равно становятся знаковыми фигурами мировой литературы и их величие в итоге будет увековечено в истории на долгие годы.
Опубликовано : 26 ДЕКАБРЯ 2025