Даниель Дефо "Всеобщая история пиратства"
Теории об авторстве, интересные факты и мнение после прочтения
Предисловие

После прочтения творения А.О. Эксвемелина «Пираты Америки» и работы над статьёй, которую я опубликовал ранее на сайте, в какой-то момент я вспомнил о классических историях о морских разбойниках в романах Стивенсона, Сабатини, Стейнбека, Диккенса, Скотта. Я вдруг задал себе вопрос (что я делаю довольно часто – задаю себе вопросы и сам же пытаюсь на них ответить) : - Какая книга, по своей значимости и влиянию на формирование будущего жанра «романов о золотом веке пиратства», может потягаться с «Пиратами Америки»? Немного погодя, в голове всплыл лишь один возможный вариант. Речь идёт конечно же, о полубиографичной книге «Всеобщая история пиратства», автором которой в оригинальном издании значится некий капитан Чарльз Джонсон, а во всех доступных источниках в интернете и в русских современных изданиях - Даниель Дефо. Очередная загадка авторства (которая, впрочем, по сей день не разгадана полностью, аналогично личности автора «Пиратов Америки»), что не может не привлечь внимания любопытного книголюба и поклонника всего «пиратского». Но задача, как оказалось, была не из лёгких, ведь я читаю исключительно печатные издания, так как люблю ощущать переплёт и бумагу в руке, но произведение Дефо, уже не выпускалось у нас в стране довольно давно. Потому, пришлось искать альтернативу и искать творение о пиратах в книжных лавках, на аукционах и на торговых площадках в интернет. Так у меня ушло примерно две недели, чтобы наконец найти её и за баснословные (в особенности для книги в мягкой обложке) деньги приобрести «Всеобщую историю». Так вот, пока книга шла почтой в мой город, я решил изучить историю её написания, первой печати, теории и доказательства относительно авторства. К моменту, когда я наконец получил заветную книжку, я был «во всеоружии» и по приходу домой, сразу же приступил к прочтению, завершив её буквально за один день (что случается очень редко, так как я, по обыкновению, люблю растягивать интересное чтиво, словно хорошее вино хотя бы на 3-4 денька). Всё же, я закончил прочтение за один день и всё, что я узнал за этих несколько недель, об её авторах, издателе и в общем, о содержании самого творения, я поведаю вам далее.
Теории относительно авторства книги

Бытует несколько мнений, относительно реального автора книги. Даниель Дефо и его фирменные приёмы дидактизма и назидания на зачастую довольно быстро обрывающихся жизнях «морских волков», не вызывает сомнений причастность знаменитого автора к написанию произведения. В тоже время, первой записью о регистрации авторских прав на книгу капитана Чарльза Джонсона "Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами, а также их нравы, их порядки и правление с самого начала их появления и поселения на острове Провиденс , до настоящего времени" была зарегистрирована на английского издателя – публициста и давнего друга Даниеля Дефо – Натаниеля Миста. Бывший моряк и оппозиционер – Мист, неоднократно попадал в тюрьму, откуда всякий раз вытаскивал его именитый писатель. Натаниель имел большой опыт в морском деле, сталкивался с пиратами лицом к лицу и вёл записи на протяжении всей своей «карьеры». Не секрет, что Мист, будучи ярым сторонником изгнанного короля Якова II, повздорил с Дефо по причине работы второго на правительство. Этот факт спровоцировал между ними довольно серьезный конфликт и обратил уже бывших крепких друзей в заклятых врагов. В отместку за предательство, издатель присвоил авторские права на написанную Даниелем книгу. Скорее всего, Дефо и Мист, работали над книгой вместе и соавторство кажется более всего логичным в свете всех фактов, которые известны нам теперь, начиная с 1724 года – даты выхода в свет первого издания «Всеобщей истории пиратства». Как не крути, но всё это теории и доподлинно неизвестно, кто в действительности являлся автором сего творения.

Первое издание книги капитана Чарльза Джонсона "Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами, а также их нравы, их порядки и правление с самого начала их появления и поселения на острове Провиденс до настоящего времени"
«Изюминка» произведения и её важность для развития жанра «пиратских романов»

Творение «капитана Чарльза Джонсона» является, как бы продолжением или лучше сказать дополнением к «Пиратам Америки», разбавив стилистику повествования «сухим языком фактов» и статистических данных, художественностью пера гениального Дефо (что опять же наводить на мысль о соавторстве моряка и писателя). В предисловии я не зря упомянул, что книгу можно считать полубиографичной – что, несомненно, является её главной изюминкой и делает уникальной. Некоторые личности и события, происходящие в то время и описанные в «Истории пиратства», были нарочно выдуманы или «раздуты» автором, для создания нужного эффекта художественности и придания повествованию, присущему сочинения Дефо, фирменный морализаторский стиль. Так, к примеру, факт существования места, под названием Либерталия – скрытый ото всех лишних глаз город пиратов, во «Всеобщей истории пиратства» является полностью вымышленным местом, собственно, как и сам капитан Оливье Миссон – описываемый основатель пиратского сообщества на Мадагаскаре. Истории «Красотки Энн» и «Мэри Рид» являются довольно недостоверными и во многом преувеличенными, хоть и на мой скромный взгляд получились самыми захватывающими в книге.

Несмотря на намеренные прикрасы со стороны автора, произведение несомненно только выигрывает в сравнении с «Пиратами Америки», рассказы которой признаны абсолютно достоверными.  «Всеобщая история» является чем-то большим, чем просто правдивая история о морских разбойниках и их жизни. Она, как бы послужила началом для развития жанра «пиратства», став фундаментом для становления многих авторов и отправной точкой, к публикациям первых историй о пиратах. Например, сэр Вальтер Скотт в своём романе «Пират», черпал вдохновение именно из произведения Джонсона, Роберт Стивенсон, также пользовался трудом Джонсона, при описании местности в своём романе «Остров сокровищ», а также при описании капитана Джона Сильвера.
Гравюра пирата Бартоломью Робертса из первого издания "Всеобщей истории пиратства" изданного в 1724 году
Мнение после прочтения

По мере прочтения книги, я всё больше и больше убеждался, как всё-таки «Всеобщая история пиратства» разительно отличается от произведения Эксвемелина. Несомненное участие в написании книги восхитительного мастера пера Даниеля Дефо, придало изданию дополнительный шарм, а некоторая романтизация бандитского образа жизни ничуть не портит впечатление во время прочтения. Несмотря на то, что книга написана более чем три века назад, она захватывает не меньше, чем любой современный роман. Наступает момент, когда погружаясь с головой в биографию и пиратский быт, ты словно оказываешься свидетелем деяний разбойников, чувствуешь смрад их дыхания, слышишь их грубый хрипловатый голос и ощущаешь грязный засаленный камзол на собственных плечах. Выдуманный мистический город Либерталия, любовные треугольники, много перестрелок и биография грозы всех морей и океанов, легендарного Эдварда Тич по прозвищу «Чёрная борода», привели меня в восторг. И совсем не важно, кто в действительности был автором данного произведения, так как весь этот аттракцион захватывающих приключений и харизматичных героев, точно не заставит вас заскучать.
Опубликовано : 07 ИЮЛЯ 2025

Cвяжитесь с нами любым по почте:
E-mail: probperasite@yandex.ru


Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей проекта
Made on
Tilda