Заключительное мнение о книге
«Морской волк» - настоящий приключенческий аттракцион, в котором затрагиваются серьёзные темы: любовь, дружба, семья и экзистенциальная проблематика существования человека на Земле в целом. По ходу сюжета автор также разбавляет суровый нарратив происходящего на «Призраке», яркими красками, демонстрируя морскую романтику во всей её первозданной чистоте и великолепии. Описывая красоты Тихого океана, автор не забывает выказать восхищение всему великолепию местной фауны, населяющей глубокие морские воды, при этом любуется закатом или безмятежной гладью, наслаждаясь свежим морским воздухом. Во время таких сценок океанических пейзажей, в одночасье, главный герой может стать свидетелем, поглощения суровой стихией - разбушевавшимся штормом, всей только что увиденной красоты. Едва не уничтожая шхуну, такие катаклизмы как бы сравниваются с самим Волком Ларсена, словно он не человек, а целая стихия: смертоносная и разрушительная, намного опаснее шторма или тайфуна.
Главным достоинством произведения, несомненно, можно назвать притягательного антагониста Волка Ларсена (ради одного этого персонажа стоит осилить «Морского волка») - натуру под стать изменчивым ветрам Тихого океана, такую же холодную, суровую и необузданную. При всех зверских поступках и неоправданной жестокости Волка, его просто невозможно воспринимать однобоко, обладая необыкновенным воззрением на жизнь, которой можно заразится. Присутствует доля правоты его философии «человеческой закваски», ведь абсолютно в каждом индивидууме еще теплится в недрах сознания зачаток того первобытного дикаря и разница лишь в том, попадёте ли вы в обстоятельства, когда этот пресловутый дикарь вырвется на свободу, когда вся мораль и гуманизм превратятся в прах, а звериные законы станут остолпом. В этом, собственно, и есть главная мысль книги. Нельзя его назвать и абсолютным злом, хотя его образ может напугать или заставить ненавидеть - плеваться от омерзения совершаемых им поступков, но по ходу всего повествования чувства в отношении капитана Ларсена будут разительно меняться то в положительную, то в отрицательную сторону. Такие американские горки, читатель будет испытывать вплоть до финала книги и под конец возможно и вовсе в ваше сердце закрадётся непомерная жалость к антагонисту.
Закончить статью я бы хотел уместной в данном контексте цитатой известного китайского мыслителя и философа Конфуция : "Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, в если воспитанность затмит естество, получится книжник. Лишь тот, в ком естество и воспитанность друг к другу прилаживаются, может зваться достойным мужем."